Зачем нужны глубинные тренинги?

Глубинные тренинги. В чем его суть? Здесь Вы работаете не с внешними проявлениями, а с внутренней «начинкой», без проработки которой поведенческие тренинги бесполезны. На11.02.22_666 глубинных тренингах Вы работаете с убеждениями, установками, ограничениями, восприятием себя в мире… Эффект от «внутренних работ» очень существенен – но и участие в тренинге гораздо сложнее. Тут приходится выкладываться по-полной, что часто очень дискомфортно. Какой же из этих тренингов действительно полезен? Все, если только попадают в благодатную почву. Каждый тренинг имеет право на жизнь и выполняет свои функции. Нет хороших и нет плохих. Есть те, что полезны лично для Вас, и те, что бесполезны лично для Вас. Давайте рассмотрим пример. Елена к своим 32 годам построила карьеру финансового директора в одной из крупных компаний. Отношения с мужчинами как-то не складывались. Ей очень хотелось иметь хорошую, крепкую семью, и она готова была для этого работать над собой, тратить свое время. Она прошла достаточно большое количество тренингов, направленных на изменение поведенческих стратегий (училась флиртовать, изучала способы знакомства, улучшала имидж), однако кардинальных изменений в ее жизни не происходило. Проблема же заключалась вот в чем. В раннем детстве родители хотели уберечь дочь от неприятностей, и запрещали ей знакомиться на улицах и в общественных местах с незнакомыми мужчинами, рассказывая при этом, какие ужасные последствия ее ожидают в противном случае. Таким образом, был сформирован устойчивый страх знакомства с мужчинами и отсутствие доверия к ним. Это страх был впоследствии подкреплен более поздним опытом, когда к 17-летней девушке на остановке агрессивно приставал подвыпивший мужчина. В этом случае стремление Лены решить ситуацию с помощью поведенческих тренингов было обречено на провал. Прорабатывать надо было существенно более глубокий уровень – родительские установки, убеждения, страхи. И, разумеется, тренинг будет полезен лишь в том случае, если он будет создан качественно. Кто ответственен за результат? Огромное количество людей скажут: «конечно, тренер!» И будут не правы. Это те, кто стремится избежать ответственности. Другое, не меньшее количество, скажет: «конечно, участник!» И будут не правы. Это те, кто стремится взять всю ответственность на себя (часто те, кто уже проходил различные тренинги, и знает правильные ответы). Любой психолог, если только это, действительно, психолог, скажет: за коммуникацию всегда ответственны все, кто в ней участвует. В тренинге за результат ответственен и тренер, и участник. В поведенческих (навыковых) тренингах тренер отвечает за формирование новых способностей, связанных с темой тренинга, и за улучшение имеющихся у участников навыков. Признаком эффективности в этом случае будет большое количество практики во время занятий и способность тренера продемонстрировать то, чему он учит. В глубинных тренингах тренер отвечает, прежде всего, за глубину проработки и экологичность (психологическую безопасность) для участников группы. Признаком эффективности в этом случае будет ощущение дискомфорта (раздражения, невнимания, агрессии, грусти и т.п.), испытываемое участниками тренинга. Так происходит потому, что работа на глубоких уровнях включает защитные механизмы психики, сопровождаемые подобными реакциями. Участник отвечает, прежде всего, за качество своего участия. Вспомните последний тренинг, в котором Вы участвовали. Какую позицию Вы приняли? Пробовали делать все, что Вам предлагают? Искали, в чем подвох? Жаловались, что ничего не получается? В зависимости от выбранной стратегии каждый участник получает то, что моделирует. Именно участник отвечает за то, насколько долгосрочным станет эффект от посещаемого тренинга: будет ли он оттачивать приобретённый навык постоянным применением или хотя бы поддерживать регулярным повторением. Будет ли участник готов пережить дискомфорт глубинного тренинга и избавиться от ограничивающих убеждений. То есть только участник ответственен за то, насколько глубовложеенные в его сознание материалы войдут в его/ее жизнь. Так что, все-таки, сделать, чтобы тренинг был эффективен? Любой тренер, если только это, действительно, тренер, скажет: самое важное в тренинге наступает после его завершения. Это интеграционные процессы. Попросту говоря – это то, как участник тренинга будет внедрять в свою жизнь то, что он получил. Чаще всего выделяют два основных способа введения новых знаний в свою жизнь. Первый – более дешевый, но менее эффективный. Участник берет на себя все труды, то есть поддерживает навык самостоятельно. Второй – более дорогой, но и более эффективный. Участник заручается поддержкой специалиста (чаще всего, психолога), помогающего ему внедрить в жизнь то, что показалось нужным и полезным. В этом случае также вероятны получение дополнительных знаний и корректировка / доработка возможных ошибок. Какой бы путь ни был избран, выбор все равно правильный. Самое главное, чтобы этот путь был, иначе деньги и время, потраченные на тренинг.

С уважением Надежда Новосельская психофизиолог, психотерапевт.